Томск встретил омский десант хмурой, прохладной погодой.
Десант в количестве 12 человек был усталым и заспанным –
давала о себе знать четырнадцатичасовая дорога из Омска на
четырех электричках. Последним перевалочным пунктом была
станция «Тайга», что в двух часах езды от станции Болотная и в
трех – от станции, не поверите, Мочище.
Когда десант вывалился из дверей Томского железнодорожного
вокзала, то перед его глазами предстала громада отеля «Томск»,
возвышавшаяся в ста метрах прямо по курсу. Перво-наперво
десант решил выяснить у местных жителей, где находятся Дворец
Спорта и ночной клуб «Какаду», в которых планировалось
выступление «Снайперов». Поймав первого попавшегося аборигена,
Денбро выяснил, что клуб «Какаду» пристроен к вышеупомянутой
гостинице «Томск». Десант несказанно обрадовался и пошлепал в
клуб, совершенно забыв спросить аборигена о местонахождении
Дворца Спорта. В клубе местный молодой человек внятно, на
пальцах объяснил, что концерт состоится, билеты пока еще есть,
но кассы открываются только в десять вечера. Десант посмотрел
на часы и обнаружил, что до десяти еще целых пять часов.
Единогласно было принято решение поискать Дворец. Под пытками
еще один абориген рассказал, что местный Дворец Зрелищ
находится также недалече, буквально в трех трамвайных
остановках от гостиницы «Томск».
Вообще, стоит отметить, что Томск поразил нас чистотой,
вежливыми водителями и светофорами, зачем-то дублирующими друг
друга на расстоянии пяти метров. Представьте себе – вы
переходите дорогу по «зебре», а перед вами на железной штанге
висят два абсолютно одинаковых светофора. Мысль интересная, но
непонятная.
Минут через десять десант добрался до Дворца и был удивлен
расположившимся рядом «Новосибирским зоопарком». Выражая общую
мысль всех новосибирских животных, по лужайке тоскливо бродил
тощий медведь с грустными глазами. Глаза говорили о том, что
медведю хочется немедленно умереть, и, глядя на пьяного
дрессировщика, его можно было понять.
У Дворца была встречена группа томских фанатов, ожидающих
прибытие Арбениной у черного входа. Стоит заранее сказать, что
прибытие ДА во Дворец зафиксировано не было. Однако от
бдительного омского ока не ускользнули Иволга и Горелов,
подъехавшие ко Дворцу примерно за час до выступления.
К этому времени погода Томске заметно улучшилась, выглянуло
солнце и запахло весной. Мимо скучающего десанта прошествовала
группа неидентифицированных людей в количестве 200-300
человек, активно отмечающих День Радио. Часть десанта
отправилась искать что-нибудь съестное, часть осталась
караулить черный вход.
Около семи часов вечера с рук были куплены пригласительные
билеты для всех участников омской тургруппы. Стало ясно, что
Арбенина уже внутри, поэтому было решено занимать места в
танцевальном партере. Внутри Дворец Спорта оказался достаточно
большой концертной площадкой, вмещающей около двух с половиной
тысяч человек. Поначалу показалось, что народ вяло
отреагировал на приезд «Ночных Снайперов» - заполнение Дворца
шло медленно. Но к началу выступления выяснилось, что Дворец
забит практически под завязку, и настроение как-то улучшилось.
Сначала терпение десанта испытывали рассказами со сцены о
местном техническом университете, студенты которого
соревновались в сомнительном умении собирать вслепую
принципиальные схемы. Потом последовало коллективное
пятиминутное пение университетского гимна на мотив песни Pet
Shop Boys “Go West”. Ну и когда десант уже достаточно
промариновался, на сцену вышли музыканты «НС». Как нам
показалось, звук во Дворце выстраивали участники какого-то
всемирного заговора, намеревающиеся взорвать мозг молодых и
прогрессивных людей Томска изнутри. От первого аккорда
завибрировала косточка в солнечном сплетении, от второго
десант оглох. Но к этому времени ему уже было все равно – в
зал ворвалась Музыка.
Начали, как водится, с «Границы». Продолжили новой
аранжировкой «Колыбельной», которая поставила Дворец Спорта на
уши. Вообще, стоит сказать, что публика была на редкость
адекватна – люди разных возрастов в унисон подпевали Диане, в
нужных местах хлопали и даже знали большинство песен наизусть.
После ядерной «Колыбельной» вихрем пронеслась «Dance me», тоже
воспринятая на «ура». Закончив песню, Арбенина сказала, что
очень рада оказаться в Томске еще раз и в качестве привета
хочет спеть «Питерскую», что тут же и сделала. За «Питерской»
последовал новый «Асфальт», выученный томичами наизусть
благодаря «Нашему радио». На «Столице» в зале появились
самолетики, некоторые даже долетели до сцены. Один из них
Диана подняла и, поцеловав, отправила обратно в зал. «День
Рождения». «Охота на волчат». «Рубеж». «Пароходы». Зал не
успевал переводить дух, с каждой песней казалось, что дальше
уж точно некуда, но следовала еще одна, и еще, и еще, и уже
казалось, что в голове зарядили какой-то невиданный салют. На
песне «Розы» Диана рассмешила зал, перед словами «ты была моей
тайной, зазнобой моей» вставив ремарку: «ну а на этом месте
выходят нормальные пацаны и поют: )))»
Затем последовал убойный сет из «31 весны», «Кошки» и
«Цунами», еще раз доказавший, что на текущий отрезок времени
«Ночные Снайперы» являются лучшей живой российской группой.
«Самая ковбойская снайперская песня» – «Вечер в Крыму».
«Катастрофически». Представление. Все.
Все?! Как все?? Зал взвыл от разочарования. Десант со знающим
видом начал скандировать: «Е-ще! Е-ще! Е-ще!». Пара минут – и
клич подхватил весь Дворец. Снайперы вышли. Да еще как вышли.
«9 ½ недель» – у зала сорвало крышу окончательно. И, как
контрольный выстрел – «Зву-чи!».
Десант обалдело пялился друг на друга и пытался что-то
сказать, но охрипшие голоса, помноженные на оглохшие уши,
сделали свое дело. Но все было понятно и так – Диана Арбенина
была великолепна, она проживала каждый миг, каждую строчку
каждой песни, буквально разрываясь от переполнявшей ее
энергии. Созданная ею музыка жила сама по себе, она
практически зримой волной врывалась в зал, заполняя собою все
пространство и проникая в каждую клеточку. И каждый, кто
оказался на ее пути, становился чуточку добрее, чуточку
честнее, чуточку свтелее. За что Диане Арбениной и коллективу
«Ночные Снайперы» огромное омское спасибо. Единственное, о чем
пришлось пожалеть – так это о том, что не все желающие смогли
оказаться в Томске в этот вечер. Да, одного очень хорошего
человека не отпустили рабочие дела, а другого – финансовый
вопрос.
Отдельное спасибо хочется сказать томским зрителям. Это на
самом деле хорошие, добрые люди, которые сделали выступление
еще ярче и мощнее.
А потом состоялся концерт в клубе «Какаду», о котором
отдельный рассказ не далее как завтра.
Вторая часть
Десант вышел из Дворца Спорта и посмотрел на часы. На часах
было без пятнадцати десять, и десант припустил бегом в клуб
«Какаду». Без особых проблем купив билеты, мы обнаружили, что
у нас в запасе есть два с половиной часа – второй концерт был
запланирован на половину первого. Десант уютно расположился в
здании ж/д вокзала, где наскоро перекусил. На общем собрании
было принято решение заявить-таки о себе. А что? Шесть
электричек, двое бессонных суток, станция «Тайга», наконец! –
неужели эти лишения не стоят того, чтобы оказать кучке омских
безумцев чуточку внимания? Безумцы сочинили записку следующего
содержания:
«Диана!
Спой, пожалуйста:
1. Уставшие глаза от войны.
2. Влажный блеск.
3. Юнкерскую.
Спасибо. С огромной любовью и безграничной преданностью –
омские пилигримы.»
Сначала планировалось передать записку Диане на концерте
лично. Но попавшийся под руку рыжеволосый техник НС (ака Негр)
оказал нам неоценимую услугу и пообещал передать сей документ
Диане лично еще до концерта. Десант решил перебазироваться
собственно в клуб.
Ну что можно сказать о клубе «Какаду»? С одной стороны –
крохотное помещение; два слепящих, страдающих периодическими
припадками эпилепсии стробоскопа; отвратно выстроенный звук… С
другой – полное отсутствие заградительного кордона; уютная
камерность; возможность писать и фотографировать; охранники,
пропускающие трех девушек по одному билету. В итоге… Скажем,
так: не самое плохое место, в каком мог пройти концерт.
Традиционное опоздание на полчаса. Техник выносит плейлисты.
Бегло смотрим: 28 песен, практически один в один концерт во
Дворце Спорта плюс несколько песен с «Рубежа», «Цунами» и из
неизданного ( включая нечто, обозначенное в плейлисте как «В Г
З» – что это такое, не могу понять до сих пор). Начинаем
скучать: хочется что-нибудь изысканного (неблагодарные!).
Начинается концерт. «Граница». Диана в темных очках, заметна
сильная усталость, кажется, что она не вытянет весь концерт.
«Потанцуй». Вторая песня – и переломная точка концерта:
какой-то пьяный урод из числа зрителей поднимает руку на
девушку. Диана жестом останавливает музыкантов, те ее не
слышат и продолжают играть, Диана в отчаянии швыряет гитару на
сцену и вихрем несется к месту проишествия, обнимает девушку и
долго ее успокаивает, что тихо говорит на ухо. Пьяного урода
уводят. Музыканты наконец останавливаются. Иволга периодически
играет что-то жесткое, очень похоже на музыкальный эквивалент
мата. Диана поднимается к микрофону и внятно говорит: «Еще раз
– и точно пошлю все нах..».
Зал взрывается. Арбенина с этого момента разительно меняется –
она превращается в яростную пантеру, такого выражения
благородной злости я на ее лице еще не видел. «С припева,
ребята – потанцуем!..» И снова «Dance me», намного жестче.
Следом, без перерыва – «9 ½ недель». Арбенина – комок чистой
энергии. После песни дарят коробку конфет, улыбается. Что-то
шутит по поводу конфет и Иволги. Иволга в ответ берет пару
аккордов. Арбенина непонимающе смотрит на него – Иволга
повторяет аккорды. Арбенина: «Да ну, она же злая!» Иволга
непреклонен. «Ну ладно, - обреченно вздыхает Диана. –
Парфюмерная». После песни: «Сейчас сыграем новую. «Асфальт».
«Песня про водку» вновь идет «на ура», и Диана слегка
оттаивает. Говорит, что хочет сыграть еще пару новых песен, и
поет «Терпкую осень». Песня – шедевр, в электричестве звучит
изумительно. С первых рядов кто-то подает Диане бокал с
алкоголем. Помявшись, Диана отпивает и пускает бокал по кругу.
Каждый из музыкантов делает символический глоток.
Только тут десант замечает, что плей-лист помят и выброшен, и,
начиная со второй песни, идет совершенно свободная программа.
«День рождения». «Пароходы». На пароходах с Дианой неожиданно
приключается метаморфоза: она опускает плечи, как-то
съеживается, отходит к заднику и отворачивается от зала.
Вторую половины песни она поет, уткнувшись лбом в стену. В
этот момент за нее становится неподдельно страшно. «Еще одна
новая песня, из фильма «Кармен» - называется «Только ты».»
Одно из самых пронзительных исполнений, что доводилось
слышать. Сразу после – нейтральные «Розы». «31-я весна». О
последней хочется сказать особо. Где-то на середине песни
Арбенина хватает барабанную палочку и бесстрашно набрасывается
на ближайшую «тарелку» Горелова. Она молотит по ней с такой
силой, что кажется, будто она хочет ее убить. Та самая
«благородная злость» начала переходить в истерику. Становится
страшно во второй раз. Последний раз звонко треснув по
тарелке, Диана резко бросает: «Звучит!» Следом хоровое
исполнение «Зву-чи!». Музыканты уходят. Десант замер в
тревожном ожидании. И – да! «Сенбернары»! Акустика! Похоже, во
всем клубе лишь часть десанта знает эту песню и пытается
подпевать. «Травы» - эту знают почти все. Вновь хоровое
исполнение. «И последнюю акустическую хочу спеть для наших
омских… Я честно пыталась выучить «Уставшие глаза» - и под
неверящие взгляды берет знакомые аккорды, отыгрывает первый
куплет! – «… но не помню, правда, не помню, как она
играется…вместо нее спою вот эту.»
«Влажный блеск». Апофеоз всего. Омский десант плющит и
корежит. Хоровое пение «Блеска» Дианой Арбениной и хором
омской молодежи.
Конец акустики. На сцену поднимаются остальные музыканты.
Играют «Рубеж» - так, словно в последний раз - яростно,
навылет. Вновь покушение на барабан со стороны Арбениной.
Поклон.
Все?.. Опять – все?! Ну уж нет! И снова скандирование, долгое,
минут на пять… Выходит Горелов. Отбивает дробь. Под овации на
сцену уже не выходит – выползает Диана. Рэп-вариант «Тома
Йорка». Зал знает слова наизусть. Нападение на барабан – какое
уже по счету? «Катастрофически». Снова бой с тарелками.
«Наверное, пора уже уходить… но мы обнаглеем и споем еще одну
новую, которая обязательно войдет в альбом – ненаглядная.»
«Ненаглядная». На высшей ноте, на голом нерве, на последнем
вздохе!.. После такого можно умирать.
Конец.
З. Ы. Потом уже удалось поймать выходящую из клуба Диану –
маленькую, грустную, - сказать пару «спасибов», спросить,
приедет ли в Омск. Диана снова сетует на то, что не может
вспомнить «Глаза», говорит, что давно бы уже все объездила, но
всему виной «упыри-организаторы» – беззлобный кивок в сторону
Ларисы Пальцевой. Снимок на память.
Теперь уже точно – все.
Дорога назад прошла практически без слов. Связно говорить
начали уже в поезде на Омск. В голове мигало одно: этого
человечка надо беречь. Беречь изо всех сил.
Спасибо, «Ночные Снайперы».